2. Основной Метод Философии как представление в противоположность знанию
Представления об (одном) исходном понятии философии не существует, во многом по причине того, что в таком случае необходимо было бы обосновать, “откуда взялось” такое исходное понятие – в том смысле, что такое обоснование по определению не может быть выведено из содержания самой философской теории. И следовательно, его появлению может быть дано только нефилософское объяснение, ещё более общего характера, чем объяснение философское. Но, с точки зрения современной философии, это нонсенс, т.к. философия по умолчанию есть учение о наиболее общих свойствах и законах природы. И кроме философии не может быть ничего, чтобы её объясняло.
Отсюда возникает произвольность оснований философии, когда её основания, по количеству и качеству, подбираются исходя из усмотрения основателя той или иной концепции.
Вместе с тем, согласно Основному Методу Философии, философствование как способ мышления, состоящий во взаимопереходе объективной и субъективной сторон реальности, уже содержит в себе понятие реальности как исходное философское понятие, а отсюда философия в целом является учением о том, как, исходя из её Метода, осуществлять философское познание – познание как реальности – любого изучаемого объекта.
Таким образом, сам по себе, как начало философии, Основной Метод Философии является представлением (не объяснением, а наблюдением) о природе и сознании в их соотношении, в котором философствование является одной из форм сознания, а его основной характеристикой (конечной целью) является реальность как результат философского осмысления чего-либо. В этом качестве философская форма сознания противостоит рациональной форме сознания (как сознания природы), высшей степенью которой является наука, и эмоциональной форме сознания (как сознания сознания), высшей формой которой является искусство, которые, в свою очередь, являются её предшествующими этапами.
Посредством рациональной, например, научной формы сознание изучает природу исследуемого объекта (как элемента в отношениях с другими объектами природы) по установленным (общепризнанным) правилам конкретной науки (или мышления в целом), формируя его научную (объективную) сторону по свойствам, связанным со взаимодействием с иными объектами. Посредством художественной, эмоциональной формы сознание изучает воздействие на себя изучаемого объекта как своё собственное состояние, обусловленное свойствами объекта, формируя чувственную (субъективную) сторону объекта по совокупности свойств, связанных с воздействием объекта на сознание.
Обе стороны взаимосвязаны: рациональная (в т.ч. научная) форма сознания оперирует символами, воспринимаемыми и интерпретируемыми эмоциональной формой сознания (и благодаря ей), что является следствием дискретности работы головного мозга. Вызываемая символами чувственность регламентируется правилами операций со знаками в конкретной области (науке) и общими логическими правилами функционирования сознания и является необходимым опосредованием (имеет вспомогательный характер) для этих операций. Эмоциональная, художественная форма сознания оперирует чувствами, эмоциями, ощущениями, воспринимаемыми и интерпретируемыми рациональной формой сознания (и благодаря ей), и является следствием непрерывности работы головного мозга. Рациональная сторона тут является вспомогательной (опосредует работу) по отношению к эмоциональной.
Целью рациональной формы сознания является выработка паттернов – моделей мышления или действия человека, а целью эмоциональной формы является выработка (поддержание определённого тонуса) эмоциональных состояний человека. И таким образом, паттерны (мыслеформы) и состояния (эмоформы) человека являются проявлениями (наблюдаемыми им объектами) состояния (фаз) его сознания.
Таким образом две формы работы головного мозга/сознания формируют две стороны познаваемых объектов – объективную и субъективную. Причём, надо отметить, что под познаваемыми объектами здесь и далее подразумевается всё, что может быть охвачено единым целеполаганием и как результат, единой мыслью – от поездки в театр до производства автомобиля или до выхода замуж – и выражается вовне в системе знаний/информации, понятии.
Таким образом, “познаваемый объект” существует в следующих формах: а) как некоторая задача, подлежащая решению (непознанный объект), например, предстоящая поездка в магазин , б) как некоторый проект решения поставленной задачи, например, план предстоящей поездки в магазин (теоретически познанный объект), в) как исполненная задача с анализом её исполнения (познанный объект).
Объективная и субъективная стороны познаваемого объекта, будучи формами сознания (состояниями головного мозга) вступают между собой во взаимодействия двух видов: дополнения одним другого (“гармония”, “баланс”) и отрицания одним другого (“противоречие”, “дисбаланс”). При отрицании, противоречии возникает процесс его устранения, который может иметь технический характер (поиск “ошибки” в мышлении или восприятии) или “философский” характер – компромисс, взаимоизменение или взаимопереход сторон.
Технический характер устранения ошибки в мышлении или восприятии означает изменение одной стороны сознания (объективной или субъективной) с помощью другой – нахождение и устранение ошибки в мышлении – приведении его в соответствии с чувствами, или, наоборот - нахождение и устранение ошибки в чувствах - приведении их в соответствии с мышлением. Профессионально первым занимаются специалисты в своей отрасли – настраивают мышление, вторым – психологи, настраивающие чувствования.
Например, ошибка в мышлении при решении примера 1+1=3 соотносит сознание к определению числа 3 как совокупности символов 1+1+1, которые существуют в сознании как исходные символы-ощущения (аксиомы), а их совокупность поэтому есть ощущение числа 3. Поэтому проверочный обратный исходному пример 3=1+1+1 является отсылкой к исходным ощущениям, и их несоответствие совокупности символов неверного ответа 1+1 как несоответствие ощущений и есть основание для исправления (коррекции) ошибки.
И, например, ошибка в чувствах при решении примера 1+1=3 возникает тогда, когда в сознании “путаются” числа 2 и 3, в таком случае ошибка в чувствах приводит к тому, что 1+1=3, а 1=1=1=2. Исправление данной ошибки состоит в коррекции сознания путём отсылки к справочнику (установленным правилам определения чисел). Таким образом, эмоформа-цифра 3 приводится в соответствие с мыслеформой-числом 3, а эмоформа-цифра 2 приводится в соответствие с мыслеформой-числом 2.
В случае ошибки в восприятии или мышлении изменения объекта не происходит, поэтому используется выражение “в действительности” (объект не такой, как некто о нём думает) – и это не является “субъективным мнением”, а является ошибкой. Например, “в действительности компот не солёный, а сладкий”, “в действительности дважды два – четыре, а не пять”. А если речь идёт о будущих объектах, например, о последствиях заключения сделки с нарушением закона, говорят о её недействительности, либо в связи с нарушением закона (объективная сторона), либо в связи с дефектом умысла (мнимая, притворная, при введении в заблуждении и т.д.) и о нереальности в связи с несоответствием ожиданий (субъективная сторона) возможностям (объективная сторона).
Соответствие объективной и субъективной сторон объекта является его знанием, а ошибки в понимании исправляются стандартными способами. Вываривание фруктов даёт компот – это объективная сторона, компот имеет сладкий специфический (не похожий на другие напитки) вкус – это субъективная сторона. И в стандартном понимании (понятия компота) обе стороны взаимосвязаны – если мы пьём нечто похожее на компот и солёное – то это солёный компот (испорченный добавлением соли), если мы пьём нечто, не похожее на вкус компота – то это не компот.
Однако, возникают ситуации, когда стандартные представления начинают давать ошибки – предположим, выясняется, что вываривание некоего фрукта даёт вкус, больше похожий на вкус сока, – в таком случае вначале возникает кажущаяся ошибка восприятия (компота как сока), которая входит в противоречие с понятием компота, имеющим определённый тип вкуса. Тогда возникает противоречие между объективной стороной “компота” (как реальности, противостоящей сознанию) – технологией приготовления фрукта – и субъективной стороной “компота” – нехарактерным для него вкусом. Сознание-мозг отказывается воспринимать такой напиток как компот и включает механизм взаимоизменения: субъективная сторона (вкус) требует изменения технологии, а объективная сторона (технология) требует приспособления сознания к новому вкусу. Если обе стороны действуют с одинаковой силой, то каждая из них приспосабливается к другой в равной степени, и наоборот, если, например, вкус оказался категорически неприемлемым – технология меняется в большей степени, если изменение технологии слишком затратным, а вкус допустимым – приспосабливается в большей степени вкус (меняется понятие компота в части его субъективного восприятия). В обновлённом понятии изменённой технологии производства компота будет соответствовать изменённое описание его вкуса, то есть, объективная и субъективная стороны “компота” вновь обретут свою гармонию, но уже на новом уровне.
Отсюда произрастают “философия потребителя” и “философия производителя” – как естественное следствие объективной и субъективной сторон сознания – и социально-экономические события и преобразования в обществе основываются на их фундаменте.
Переход объективной стороны в субъективную влечёт перенастройку чувств или эмоций по отношению к познаваемому объекту, что означает появление у него новых свойств и/или изменение имеющихся. Переход субъективной стороны в объективную влечёт изменения в осмыслении познаваемого объекта, что означает появление у объекта новых или изменение существующих закономерностей его существования. Поэтому предложение “отнестись к чему-либо философски” означает предложение найти золотую середину между попытками изменить некоторую ситуацию и попытками изменить отношение к самой ситуации.
Основной Метод Философии как основание будущей философской системы знаний является представлением, то есть описанием наблюдаемого явления под названием “философия”. Однако, представления, так же, как и знания, бывают как истинными, так и ложными – когда-то было представление, что Солнце вращается вокруг Земли, затем появилось представление, что Земля вращается вокруг Солнца – и за него стали преследовать. Когда появились знания, что вокруг чего вращается, преследования прекратились, и обстановка в господствующем сознании успокоилась. Правильным представлениям, несмотря на то, что в начале своего появления они противоречат стандартным представлениям, не нужны доказательства, так как они сами являются источниками доказательств и источниками новых знаний, тогда как неправильные или устаревающие представления не являются таковыми, а есть лишь способ или форма организации того или иного сознания. Правильные представления основываются на конкретно-исторической совокупности знаний и достижений, поэтому они периодически обновляются, представляя собой качественно-преобразованные представления предыдущей эпохи. В этом смысле Основной Метод Философии есть обобщённое представление о формах сознания и функционировании мозга, вызванное появлением наук и технологий как обособленных видов человеческой деятельности, появлением новых философских терминов “объективного”, “субъективного”, “реальности” и основанных на них философских идей, в частности Рабиндраната Тагора и Альберта Эйнштейна.
Отсюда, в частности, следует, Основной Метод Философии позволяет заново переработать и обобщить историю философии – как историю развития представлений и знаний о реальности и её сторонах, объективной и субъективной.